Наверное, большинство фильмов так или иначе затрагивает тему отношений. Но есть картины, которые позволяют взглянуть на любовь и даже собственный чувственный опыт с новой стороны. Исследовательница кино, автор канала «Кино и искусство» Елена Строганова выбрала девять именно таких картин.
«Иллюзия любви», реж. Николь Гарсия, 2016, 18+
Когда любовь — это то, чем кажется.
Незаметно прошедшая в российском прокате красивая драма с Луи Гаррелем и Марион Котийяр в главных ролях. Брак Габриэль лишен страсти и удовлетворения, что приводит героиню к проблемам со здоровьем. Она отправляется на лечение в швейцарский санаторий, где знакомится с харизматичным и загадочным ветераном войны в Индокитае. Между Габриэль и Андре развивается страстный роман, и они отправляются в путешествие, любуются пейзажами Швейцарии, исследуют гористую французскую деревню.
Эстетичное, тонкое и проникновенное исследование стремления женщины к любви и самопознанию в условиях общественных ограничений и ожиданий. А еще фильм о том, что часто любовь — это ожидания чувств, которые мы вроде бы должны испытывать (особенно если перечитали романов и пересмотрели ромкомов), совсем далекие от реальности.
«Поговори с ней», реж. Педро Альмодовар, 2002, 18+
Когда любовь — это будничные разговоры, которые исцеляют гораздо эффективнее высокопарных признаний.
Один из самых романтичных фильмов от главного испанца в кино. Двое мужчин, Бениньо и Марко, каждый день приходят в госпиталь и ухаживают за любимыми женщинами в коме. Пока герои проводят время в больнице, их жизни переплетаются неожиданным образом.
Фильм исследует темы взаимности и одиночества, смирения и надежды, заглядывает в сложности отношений и размывает грани между близостью и отчуждением. Так, Бениньо постоянно разговаривает со своей любимой, надеется облегчить ее страдания, не требуя ничего взамен и даже не надеясь на взаимность. Ему удается создать один из самых ярких в кинематографе образов чуда, преданности и в то же время легкости любви, которой не нужны никакие доказательства.
Читать еще:
«Двойная жизнь Вероники», Кшиштоф Кесьлевский, 1991, 16+
Когда любовь — это желание сказку сделать былью.
Французско-польская классика от автора глубоких и стильных камерных драм. Фильм рассказывает историю двух женщин с одинаковым именем Вероника, живущих в разных странах, но загадочным образом связанных на метафизическом уровне. Одна Вероника проживает в Польше и обладает талантом сопрано-певицы. Вторая Вероника живет во Франции и работает учителем музыки. Несмотря на это, обе женщины испытывают ощущение связи и параллельности событий. Одна трагически умирает во время выступления, и другая Вероника, почувствовав необъяснимую тоску, решает оставить карьеру и отправиться на поиски своего пути и любви. Обеих героинь сыграла изящная Ирен Жакоб, сумевшая создать вневременной образ.
Поэтическое и символическое повествование раскрывает темы судьбы, взаимосвязи жизней, возможности близости. Визуальный язык фильма работает на ощущение размывающихся границ между реальным и метафизическим, создавая загадочное осознание природы любви.
«Короткие встречи», реж. Кира Муратова, 1967, 12+
Когда любовь — это ожидание встреч или когда твой мужчина Владимир Высоцкий.
Советское несоветское кино от талантливой и яркой Киры Муратовой, снимавшей тонкие и нетипичные для своего времени картины. Фильм состоит из нескольких коротких историй, каждая из которых представляет собой встречу мужчины и женщины в различных жизненных ситуациях. В главных ролях — сама Кира Муратова и Владимир Высоцкий. Это самый интересный, чувственный и по-хорошему странный союз на экране в истории кино.
В каждой части картины рассматриваются разные аспекты отношений, эмоциональные переживания, общественные нормы того времени на примере одной пары. Но все эти исследования проводятся с очень тонким психологизмом и глубоким пониманием человеческих отношений.
Известная своим неповторимым стилем и экспериментами с формой, Муратова создает уникальную и в то же время универсальную историю любви.
«Друзья», реж. Луи Гаррель, 2015, 18+
Когда любовь — это разрываться между дружбой и романтикой.
История про классический любовный треугольник от Луи Гарреля, и с ним же в главной роли. Двое друзей влюблены в одну девушку. Они гуляют по Парижу в поисках любви, смысла жизни, себя и желания. С каждой сценой героям становится все сложнее понять собственные чувства и границы, отчего от простой на первый взгляд истории невозможно оторваться.
Мягкий пар от дыхания на холодном Северном вокзале, подкрашивание глаз тушью в автобусе, черные кудри на светлой подушке в утреннем свете, крупные планы частей тела и лиц, признание в любви в католической церкви — французская поэзия на экране, в которой каждый зритель найдет что-то свое или узнает себя.
«Любовное настроение», реж. Вонг Кар-Вай, 2001, 18+
Когда любовь — это ехать ночью в такси по городу и мечтать о случайной встрече.
Этот фильм встречается, кажется, во всех подборках фильмов про любовь. Но пропустить его совершенно невозможно. Пожалуй, самая красивая, поэтичная и атмосферная история от главного представителя азиатского авторского кино. После просмотра хочется надеть красное платье в цветочек и немножко влюбиться.
Сюжет разворачивается в Гонконге 1960-х годов и рассказывает о двух соседях, подозревающих своих супругов в измене. С течением времени они начинают дружить, объединенные общими подозрениями и эмоциональным одиночеством. Дальнейшее развитие событий отражает, насколько глубоким бывает понимание даже в невысказанной связи, а также исследует тему морального выбора и социально-культурного и исторического контекста.
Выдающийся визуальный стиль, неспешный темп повествования, замедленные сцены и использование повторяющихся мотивов, таких как дождь, прогулки героев, узкие коридоры, шумный гонконгский рынок вместе с оригинальным саундтреком Шигеру Умебаяши и музыкальными хитами Нэт Кинг Коула делают «Любовное настроение» настоящим кинематографическим шедевром.
«Форма воды», реж. Гильермо дель Торо, 2017, 18+
Когда любовь — это встретить такого же странного человека, как и ты, и стать счастливым.
Немного подзабытый оскароносный фильм от создателя жутковатого и прекрасного киномира. Действие происходит на фоне холодной войны в 1962 году в Балтиморе. Элиза Эспозито, немая женщина, работающая уборщицей в правительственной лаборатории, обнаруживает в учреждении загадочное амфибийное существо. Она начинает сочувствовать ему, проникаться симпатией и пытается спасти от жестоких экспериментов.
Повествование раскрывается через смешение разных жанров фэнтези, романтики и детективной драмы времен холодной войны. Эстетичное и нетипичное изображение фантазийного существа на экране и тончайшее изображение невербальных способов выражения любви и понимания под изящную музыку Александра Деспла заслуживают всех «Оскаров», которые получила картина.
«Любовники с нового моста», реж. Леос Каракс, 1991, 18+
Когда любовь — это радоваться каждой минуте, проведенной вместе, а еще по-настоящему быть рядом и в здравии, и в болезни.
Необычная история с Жюльет Бинош от французского режиссера с аутентичным визуальным стилем и теплой любовью к героям аутсайдерам в современном Париже.
Марианн — художница, потерявшая зрение, и Алекс — бродяга с проблемами с алкоголем. Они встречаются на знаменитом мосту Понт-Неф, который закрыт на реконструкцию, и у них начинается волнующий непредсказуемый роман, раскрывающий привычные темы в неожиданном ключе.
Сцены салюта в честь 200-летия Великой французской революции, поездка героев на барже, встреча на мосту во время снегопада вошли в классику французского кино. А Леос Каракс создал такую сложную эмоцию в картине, рассказывая о страсти, борьбе и любви на фоне парижских ночей, что оставляет зрителя со смешанным чувством надежды и меланхолии.
«Худший человек на свете», реж. Йоаким Триер, 2021, 16+
Когда любовь — это осознание, что она начинается с любви к себе.
Освобождающая и вдохновляющая скандинавская картина про поиск отношений и своей самоидентичности с огромным потенциалом для каждого зрителя узнать в героях и ситуациях самих себя.
Главная героиня Юлия сталкивается со сложностями взрослой жизни в Осло. Она свободолюбива и амбициозна, активно ищет свое истинное призвание. В течение нескольких лет она переживает любовь, отношения, расставания, выбор карьеры, разочарование в работе, депрессию, личный рост и еще кучу разных событий, свойственных любому современному человеку.
Невероятно интересно и волнующе наблюдать за всеми нюансами поведения героини, ее психологического портрета и моральных выборов, сопоставляя с этим свое видение современных отношений. Фильм открыто и реалистично рассуждает на темы самопознания, стремления к счастью и неизбежности совершения ошибок на пути к нему. И осознание, что главная любовь в жизни каждого человека — это здоровая любовь к самому себе, можно считать почти манифестом.