Увлажняет или обезвоживает: нужно ли бояться глицерина
София Балаян
Младший редактор Repeat
Ирина Порох
Менеджер отдела исследований и разработок
Глицерин в косметике используется почти 250 лет, но в последние годы вокруг его применения сложилось немало мифов. Где правда? Узнали у эксперта Ирины Порох, менеджера отдела исследований и разработок «Юнилевер Русь».
Что такое глицерин?
Глицерин (glycerine или glycerin) был открыт в 1779 году шведским химиком-фармацевтом Карлом Шееле и назван им «сладким маслом». За 250 лет существования глицерин нашел применение в самых разных областях, включая медицину, пищевую, текстильную и, конечно, парфюмерно-косметическую промышленность. В формулах средств ухода он стал одним из самых востребованных увлажняющих компонентов.
Глицерин — это трехатомный спирт, сиропообразная вязкая жидкость почти без запаха и цвета, но со сладковатым вкусом, из-за которого вещество и обрело свое название. Глицерин получают из растительных масел, жиров или синтезом из пропилена или ацетилена. Растительный глицерин имеет чистоту 99,5% (в отличие от 80%-го технического глицерина), и часто его называют глицеролом, поэтому в списке ингредиентов можно встретить и наименование Glycerol.
В косметической продукции чаще всего используется дистиллированный глицерин натурального происхождения. Это биоразлагаемый продукт, который не оказывает негативного влияния на окружающую среду.
Глицерин содержится в нашем организме — это естественный компонент натурального увлажняющего фактора кожи. Основной источник глицерина для рогового слоя — себум. Если на каких-то участках сальные железы работают менее активно, то там обычно отмечается более низкий уровень увлажнения в числе прочего и в связи с меньшим образованием глицерина.
«Глицерин необходим для поддержания уровня влаги в роговом слое, он обладает высокой способностью притягивать воду и влияет на ее передвижение, — комментирует Ирина Порох, менеджер отдела исследований и разработок компании „Юнилевер Русь“. — Кроме того, этот компонент помогает поддерживать здоровое состояние клеточных мембран и внутриклеточных липидов, тем самым укрепляя защитный слой кожи и защищая от раздражения, например из-за слишком частого и чрезмерного очищения». Глицерин хорошо совместим с большинством компонентов. А в комбинации с гиалуроновой кислотой, пантенолом, скваланом помогает восстановить, успокоить кожу и обеспечить длительное увлажнение.
Также глицерин в формуле косметических средств нередко оказывает вспомогательное действие, выступая в роли растворителя, стабилизатора или консерванта. Например, он может:
→
улучшать текстуру продукта, придавая гладкость и мягкость;
→
сохранять стабильность эмульсий;
→
повышать устойчивость к воздействию отрицательных температур (продукт можно замораживать при транспортировке без потери качества);
→
оказывать консервирующее действие.
Помимо средств для кожи, глицерин часто используют в качестве кондиционирующей добавки в формулах для волос, а также в продуктах для полости рта. В декоративной косметике глицерин помогает сохранять пластичность и защищает от высыхания, способствуя равномерному распределению по коже.
За всю многолетнюю практику использования глицерин доказал свою безопасность при применяемых концентрациях. Результаты исследований, в том числе и долгосрочных, демонстрируют низкую токсичность. Ингредиент не вызывает раздражение кожи и глаз.
Недостатки глицерина
Как уже было сказано, глицерин способен притягивать и удерживать влагу в коже, а его влагоудерживающая способность растет при увеличении концентрации. При этом слишком высокий процент глицерина в условиях низкой влажности воздуха (менее 45%) может приводить к обратному эффекту, когда он вытягивает воду из нижних слоев кожи, делая ее сухой. Отсюда и пошел миф, что глицерин может сушить кожу. Но чаще всего содержание глицерина в формуле эмульсионных кремов и сывороток в среднем не превышает 10%, а хороший эффект отмечается уже при 1–5%.
Еще один момент: не рекомендуется часто использовать продукты с высоким содержанием глицерина для окрашенных волос, так как компонент может ускорить вымывание пигмента.
Почему глицерин так дешево стоит?
Многих смущает низкая стоимость глицерина. На самом деле доступность скорее плюс компонента. Процесс гидролиза не требует сложного оборудования и времени. А широкое использование позволяет производить большие объемы, таким образом снижая затраты. Поэтому при создании увлажняющих продуктов производители часто задействуют глицерин — это логичное решение.
В отличие от новых активов и субстанций, для выпуска и использования давно известного ингредиента не требуется длительных дорогостоящих клинических исследований, что тоже снижает стоимость конечного продукта.
Ирина Порох
менеджер отдела исследований и разработок «Юнилевер Русь».
Каким типам кожи подходит глицерин?
Глицерин подходит для большинства типов кожи — это мягкий, нетоксичный, некомедогенный ингредиент. Косметические компоненты с ним в составе стоит наносить сразу после очищения или водных процедур на влажную кожу. Это поможет получить максимальный эффект.
Жирной и склонной к высыпаниям коже формулы с глицерином могут обеспечить необходимый уровень увлажненности даже при одновременном использовании себорегулирующих препаратов. Обладателям этих типов кожи лучше выбирать легкие гелевые средства с низким содержанием глицерина (1–3%), более высокая концентрация может вызвать ощущение жирности и липкости.
Ирина Порох
менеджер отдела исследований и разработок «Юнилевер Русь».
Исследования подтверждают, что местное применение средств с глицерином улучшает состояние кожи при заболеваниях, которые характеризуются нарушением барьерной функции эпидермиса, например при атопическом дерматите и ксерозе. А при экземе и псориазе глицерин в сочетании с другими увлажняющими и успокаивающими ингредиентами может ускорить восстановление кожи и существенно смягчить ее. Однако важно обязательно протестировать продукт на небольшом участке кожи перед использованием, чтобы убедиться в отсутствии индивидуальной реакции.
Здравствуйте! Мы используем cookies. Cookies информируют нас о страницах сайта, которые вы посещаете, позволяют измерить эффективность рекламы и поиска, а также сделать необходимые выводы о взаимодействии с сайтом в целях улучшения коммуникации и продуктов. Узнайте больше о политике CookiesОткроется в новом окне.